ПОЧЕМУ ЛЮБОМУ ГОСУДАРСТВУ – нужна своя идеология и мораль?
История Государства и его народа создает Дух человека, формирует душу и укрепляет тело.
— — — — —
Доброго вам – мои коллеги эзотерики и читатели!
Сегодня у нас с вами очень серьёзная и не простая тема:
«Какова идеология Духа Государства?»
«Если не знаешь, куда плывёшь, никакой ветер не будет попутным».
(Сенека, римский философ)
Отдельные недалёкие люди считают идеологию чем-то вроде одной из технологий борьбы за власть: набором лозунгов, позволяющих либо задурить голову «электорату», чтобы проголосовал правильно, либо уже после выборов обеспечить его лояльность избранным политикам. К такому восприятию подталкивает и наш недавний исторический опыт, когда отнюдь не бесспорному учению «марксизм-ленинизм» придавался статус обязательной для всех квазирелигии.
Однако, на самом деле идеология — это нечто иное.
Итак, дословно «идеология» (греч. ιδεολογία: от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, учение) — это идея или набор идей, изложенные в словесной форме. Не просто абстрактных идей, разумеется, а идей вполне прикладных — формирующих миропонимание народа, его цели развития, его самоопределение в этом мире.
Любое развитие Общества (страны, народа) — это, упрощённо говоря, движение от точки А к точке Б. И чтобы двигаться осмысленно, а не «куда ноги несут», необходимо, как минимум, трезво оценивать текущую ситуацию (исходная точка А), осознавать цель (точку Б), правильно понимать траекторию пути, видеть, что мешает движению и как это исправить.
Именно для понятного любому человеку ответа на эти вопросы, а отнюдь не для обоснования борьбы за власть или её удержания, как раз и существует идеология.
* * *
К сожалению, понимают эту суть идеологии далеко не все.
Как-то пришлось слышать в популярном телевизионном ток-шоу заявление одного высокопоставленного члена партии «Яблоко» о том, что якобы «в процветающих странах Европы нигде государственной идеологии нет».
Однако, при этом «яблочник» признавал, что «обязательные для всех либеральные ценности» там всё-таки существуют. То есть человек, профессионально(!) занимающийся политикой, в принципе не понимает, что ценности — это как раз и есть основа любой Идеологии!
Право же, с таким уровнем ему стоило бы поискать себе какое-нибудь другое занятие — попроще!
Впрочем, не понимал сути идеологии и его оппонент — известный режиссёр, искренний патриот и большой умница, предлагавший: Власть должна выслушать идеи, бродящие в Народе, записать их — это и будет идеология… Разумеется, «наш» режиссёр победил оппонента в телешоу с огромным перевесом, но радость омрачало то, что сути обсуждаемого вопроса и он тоже себе не представлял.
Ещё печальнее то, что сути идеологии и понимания того, для чего она служит не осознаёт и абсолютное большинство тех учёных мужей, которые сегодня сами или по заказу Власти пытаются изобрести для России Государственную Идеологию.
Одни, по аналогии с «марксизмом-ленинизмом», пытаются придумать своего рода «квазирелигии» — то есть, некое всеохватное и всё объясняющее учение, которое можно было бы объявить истиной в последней инстанции и сделать обязательным для всех, как это было в СССР. Другие, с менталитетом «троечников», пытаются примитивно скатать вариант правильного ответа у соседа по парте, копируя идеологические подходы у стран, которые, в их понимании, являются «развитыми» и «успешными». Третьи искренне надеются изобрести нечто компромиссное и отвечающее балансу интересов основных игроков на нынешнем политическом поле (бизнеса, всех религий, основных политических партий, элитных групп, и т.д.), чтобы «никого не обидеть» и получить для всех приемлемый вариант.
«Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.»
(Шарль де Голль, президент Франции)
Все три перечисленных подхода, очевидно, ведут в «никуда», поскольку в принципе неправильно подходят к проблеме, считая, что идеология — это прежде всего инструмент борьбы за власть некоторой группы, интересы которой она и должна отражать.
Подобные примеры говорят и о недопонимании общей логики при определении стратегического курса любой страны. Которая предполагает три последовательных этапа:
1.) На первом — этапе определения целеполагания:
• Формулируется система базовых ценностей, определяющих национальное
миропонимание и вытекающая из них система базовых смыслов («хорошо-плохо», «первично-вторично», «допустимо-недопустимо») и смыслов «прикладных», из них вытекающих.
• Формулируется Цель развития — как краткое изложение идеала (личностного и общественного), к реализации которого данное общество стремится. То есть, это то, что обычно именуется «национальной идеей».
Вот всё это вместе как раз и составляет основу Государственной Идеологии.
2.) Далее, в соответствии с принятой за основу Идеологией происходит этап стратегического планирования, определяющего геополитическую роль страны, её экономическую, социальную, национальную, культурную и т.д. политику.
3.) И, наконец — происходит этап практической реализации: разработка стратегий и госпрограмм, принятие соответствующих законов, разработка и создание механизмов реализации и т.д.
Нетрудно заметить, что нарушение данной последовательности — попытки начать преобразования со второго, а то и с третьего этапа (что очень многие и пытаются сделать) — заведомо бесперспективны.
Причём, даже вне зависимости от их объективной полезности для страны, поскольку ведут к тому, что ростки нового попадают в изначально враждебную среду, которая в конце концов или заглушает их, или переделывает «под себя».
Заметим также, что вышеприведённый алгоритм действует даже в случае, когда первый (идеологический) этап отметается полностью, как это было сделано в 1993 году при принятии действующей Конституции, 13-я статья которой толкует естественное для любой современной страны «идеологическое многообразие» (п.1) как запрет на существование любой идеологии «в качестве государственной или обязательной» (п.2).
* * *
На этом последнем моменте остановимся чуть подробнее. Ибо любимое занятие либеральной публики, как только заходит речь о необходимости Государственной Идеологии для России, поднимать крик по поводу «нарушения Конституции».
Причину столь бурной реакции понять нетрудно: ведь именно включение в Конституцию (в каких условиях она «принималась», да и была ли «принята» вообще — особая тема) положения об отказе от Государственной Идеологии стало началом и первопричиной десятилетия «либеральных реформ», последствия которых, сравнимые с разрухой после Великой Отечественной войны, нам ещё долго предстоит расхлёбывать.
Дело в том, что, как известно, «природа не терпит пустоты». И коль скоро страна принципиально отказывается от права иметь собственные ценности, собственное мировоззрение и собственные цели развития, то образовавшийся идеологический вакуум заполняется чужими ценностями, смыслами и целями — которые объявляются, например, «общечеловеческими». В этом случае страна становится периферийной частью чужого цивилизационного проекта, развиваясь в соответствии с его целями и в его интересах.
Именно это мы наблюдали с начала 90-х, когда негласной целью развития России (по сути — «национальной идеей») было «встраивание в Запад». То есть, в духовно и культурно чуждый России цивилизационный проект. Причём, встраивание — в любом качестве, на любых условиях и любой ценой. Чем это обернулось для страны — хорошо известно. Таким образом, потеря идеологического суверенитета неизбежно влечёт за собой потерю суверенитета политического и экономического. Сегодня порочность этого подхода признана даже на самом высшем уровне. Как заявил президент В.В. Путин на Валдайском форуме: «Самоустранение государства, общества не сработало, так же, как и механическое копирование чужого опыта»1.
Надо ли удивляться, что взятый ныне курс на восстановление полноценного национального суверенитета России с неизбежностью потребовал наличия собственных ценностей, смыслов и целей? То есть, новой Государственной Идеологии.
Источник — книга здесь скачать: Владимир Хомяков, Государственная идеология – это просто / Просто о сложном – 2 – скачать fb2, epub, pdf на ЛитРес (litres.ru)